Направление: интеллектуально-речевое развитие.
Руководитель: Герасимович Анна Ивановна
(учитель-дефектолог, образование высшее педагогическое)
Родное слово – основа всякого
умственного развития и
сокровищница всех знаний.
К.Д.Ушинский
Руководитель: Герасимович Анна Ивановна
(Учитель-дефектолог, образование высшее, первая квалификационная категория).
Направление: развитие речи
Речь, является с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой – средством к их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным, так и наиболее высоким. Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи – значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества. Для того, чтобы развивалась речь ребёнка, дети должны быть окружены вещами, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюдений отражать в слове. Надо содействовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно, надо способствовать приобретению ребенком содержания его речи – накоплению представлений, знаний, понятий, мыслей.
Мы создаём наилучшие условия для овладения всеми формами структуры речи. Одним из таких условий является создания развивающего кружка «Речецветик», работа которого ведётся по следующим направлениям:
- лексико-грамматические игры и упражнения;
- развитие связной речи;
- работа над звуковой стороной речи;
- пальчиковые игры;
- развитие высших психических функций.
По каждому направлению разработана серия занятий. Содержание каждого занятия включает весь объём лексико-грамматического материала, необходимого для усвоения ребёнком в дошкольном возрасте, учитываются требования «Учебной программы дошкольного образования» и программы «Выхаванне i навучанне дзяцей з парушэннями маулення", а также требования стандарта дошкольного образования. В каждое занятие включена артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие правильного речевого дыхания, упражнения и задания тренировку зрительного и слухового восприятия, памяти, логического мышления, звукового анализа, развитие мелкой моторики пальцев рук, задания на развитие лексико-грамматических категорий языка.
Уровень развития речи ребенка тесно связан со степенью развития мелкой моторики рук. Тренировка развития движений мелкой моторики рук оказывает огромное влияние на стимуляцию речевого развития, способствует улучшению
артикуляционной моторики, помогает подготовить руку к письму, повышает работоспособность коры головного мозга. Для развития мелкой моторики рук подобраны специальные игры и упражнения, которые соответствуют возрасту и возможностям ребенка:
- Расскажи стихи руками. (Стихотворная форма всегда привлекает своей живописью, ритмичностью, она настраивает детей на радостную активную работу);
- Запомни и повтори серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движении и заканчивая тремя, четырьмя и больше, а также предполагается с детками в процессе работы по данному направлению рассказывать руками маленькие рассказы и сказки. Помогут в этой работе карточки, изготовленные для темы «Пальчиковая гимнастика».
Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Работа интеллектуально-речевого кружка «Речецветик» даёт возможность вовремя помочь ребёнку, использовать все способы развития активизации речи и успешно решить эти серьёзные проблемы.
Перспективное программное содержание
Цель:
Совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-6 лет, увеличение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, посредствам игровых технологий.
Задачи: Развитие высших технических функций (памяти, внимания, мышления, воображения).
- Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение словарного запаса, грамматического строя речи.
- Развитие уточнение основных движений артикуляционного аппарата посредством артикуляционной речевой гимнастики.
- Развитие у детей фонематического слуха, умение управлять своим голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевое дыхание).
- Развитие мелкой моторики, посредством пальчиковой гимнастики.
Направления работы:
- Лексико-грамматические игры и упражнения.
- Развитие связной речи.
- Работа над звуковой над звуковой стороной речи.
- Пальчиковые игры.
- Развитие высших психических функций.
Формы проведения занятий и методы:
- фронтальные и подгрупповые;
- рассматривание разнообразных игрушек;
- составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
- дидактические подвижные игры на звукоподражание;
- драматизация сказок и произведений;
- заучивание считалок, загадок и стихов;
- использование мультимедиа;
- песочная терапия, пальчиковый сухой бассейн и т.п.
Основные принципы работы интеллектуально-речевого кружка «Речецветик»
- Принцип системности— опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.
- Принцип развития— предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития.
- Принцип природосообразности и индивидуализации — предполагает учёт возрастных особенностей детей в воспитательной, образовательной и коррекционной деятельности, дифференцированный подход во взаимоотношении с мальчиками и девочками, учёт развития способностей, интересов.
раскрыть » / « свернуть