"Как правильно отвечать на детские вопросы"
Материал подготовил педагог-психолог
Шерстнева Елена Александровна
1. Относитесь к вопросам ребенка с уважением, не отстраняйтесь от них. Внимательно слушайте детский вопрос, старайтесь понять, что заинтересовало ребенка в том или ином предмете, явлении, о котором он спрашивает.
2. Давайте сжатые, доступные для ребенка-дошкольника ответы, не употребляйте сложных для понимания слов, речевых оборотов.
3. Ответ должен не только обогатить ребенка новыми знаниями, а и способствовать дальнейшим размышлениям, наблюдениям.
4. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, отвечая на его вопросы встречным: «А ты как считаешь?»
5. Отвечая на детский вопрос, старайтесь привлечь ребенка к наблюдению за окружающей действительностью, чтению, рассмотрению иллюстративного материала.
6. Отвечая на вопрос ребенка, влияйте на его чувства, воспитывайте гуманизм, чувствительность, тактичность к окружающим.
7. Если ответ на вопрос ребенка предусматривает знания, которые не доступны для его понимания, не бойтесь сказать: «Кое -что ты сейчас не можешь понять, но, когда подрастешь, больше узнаешь и сам сможешь ответить на этот вопрос».
Что делать родителям, если ребенок часто устраивает истерики?
Ребенок дошкольного возраста, который регулярно закатывает истерики, возможно, находится в стрессовом состоянии. Причин этому может быть множество — слишком высокие или, напротив, слишком низкие требования взрослых, нет согласованности и последовательности в запретах между взрослыми, чрезмерная избалованность, пренебрежение к его нуждам или жестокие наказания, раздор в семье, физическое недомогание, связанное с сильными болями. Иногда подобная вспышка может стать следствием конфликта со сверстниками.
1. Задумайтесь над причиной истерики ребенка: - ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни); - ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добывать все, что он хочет. Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком: как именно он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия; - ребенок устал, хочет спать, он голоден: искорените причину, и истерика пройдет.
2. Обсудите возможные причины такого поведения с другими членами семьи. Вместе подумайте над тем, как решить эту проблему.
3. Если истерика началась в ответ на отказ или запрет взрослого, родители не должны тут же отменять свое решение, лучше твердо сказать «нет» (конечно, в том случае, если запрет является действительно необходимым).
4. Старайтесь не обращать внимания на истерики, только следите, чтобы действия ребенка не угрожали безопасности его и окружающих. Помните, что цель такого поведения — добиться желаемого или «выпустить пар». В любом случае, если вы обращаете на истерику внимание (неважно, позитивное или негативное), вы способствуете тому, чтобы такие вещи происходили чаще.
- Нежелательно во время истерики оставлять ребенка одного. Это может быть небезопасно. Однако если взрослый сам находится в состоянии крайнего эмоционального возбуждения и не может контролировать свои действия, лучше все же отойти от ребенка.
- Не рекомендуется в момент ярости поднимать ребенка с пола и насильно брать его на руки. Но если ребенок сам просится на руки, следует выполнить его просьбу.
- Если своей истерикой ребенок приводит в замешательство окружающих, то быстро отведите его в сторону подальше от «зрителей». Спокойно скажите ему: «Я понимаю, что ты сейчас очень злишься. Но своим криком ты начинаешь мешать остальным. Когда ты почувствуешь, что успокоился, можешь вернуться к нам». Подумайте, как предоставить ребенку достаточно возможностей для выхода чувств и эмоций.
- В момент наибольшей интенсивности приступа ребенок может не слышать уговоров взрослых, но, когда «эмоциональный накал» снизится, можно попробовать отвлечь ребенка, переключить его внимание на какое-либо действие, предмет или очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь историю. Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя. Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.
ИТАК, если ребенок впадает в истерику:
• Задумайтесь над причиной истерики ребенка.
• Не отменяйте немедленно своих решений.
• Не берите ребенка насильно на руки.
• Не оставляйте ребенка одного.
• Следите за своим эмоциональным состоянием.
• Переключите внимание ребенка.
Влияние стилей воспитания в семье на развитие ребенка
Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания. Она определяет очень многое в жизни ребёнка. Связь между родителями и детьми относится к наиболее сильным человеческим связям. Благополучию ребёнка способствует доброжелательная атмосфера и такая система семейных отношений, которая даёт чувство защищённости, любви и принятия, стимулирует и направляет его развитие. Любовь родителей – величайший и незаменимый источник духовного и эмоционального развития ребёнка, его нравственных качеств, чувства уверенности в себе, позитивного восприятия мира.
Влияние семьи:
Семья обеспечивает базисное чувство безопасности, которое является одним из основных условий нормального развития ребёнка. Она даёт ребёнку возможность без опасений и страха взаимодействовать с внешним миром, осваивать новые способы его исследования и реагирования.
Родители являются источником необходимого жизненного опыта. Дети учатся у них определённым способам и моделям поведения. Родители влияют на поведение ребёнка, поощряя или осуждая определённый тип поведения, а также применяя наказания и определяя приемлемую для себя степень свободы действий ребёнка.
Общение в семье влияет на формирование мировоззрения ребёнка, позволяет ему вырабатывать собственные нормы, взгляды, идеи.
Морально-психологический климат семьи – это школа отношений с людьми.
ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ ОКАЗЫВАЮТ РЕШАЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА
Основные типы детско-родительских отношений
Авторитарный тип
В семье существует строгая иерархия: взрослые считаются всегда правыми, дети обязаны беспрекословно подчиняться всем их требованиям и приказам. Мнение ребенка не учитывается, его интересы и настроения игнорируются, желания и чувства не берутся в расчет.
При таком стиле детско-родительских отношений:
ребенок «удобен», поскольку он послушен, исполнителен, нетребователен, им легко управлять, его легко подчинять родительской воле; у родителей есть иллюзорное ощущение полного контроля над воспитательной ситуацией и будущим ребенка; ребенок удовлетворяет не свои потребности, а потребности родителей, обеспечивая им более удобную жизнь.
В дальнейшем это может привести к тому, что ребенок:
при достижении подросткового возраста может захотеть вырваться из слишком жесткой системы, где его интересы игнорируются, и обрести свободу, часто ценой потери отношений со своей прежней семьей; вырастая, может попасть под влияние любой другой авторитарной системы: секты, политической партии, криминальной компании, в которой он будет так же послушен и управляем; став взрослым, либо сам приобретет весьма авторитарный характер, либо станет послушным исполнителем чужой воли: пассивным, зависимым и подавленным.
Гиперопекающий тип
Ребенок является центром семьи, замыкая всех на своей персоне. Большинство его желаний удовлетворяются, часто даже до того, как они были осознаны и озвучены им самим. Ребенок ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не предъявляется никаких требований, обязанностей, просьб. Он живет в основном своими интересами и потребностями, не принимая во внимание чувства и желания остальных членов своей семьи.
При таком стиле детско-родительских отношений:
у родителей возникает иллюзия контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым они пытаются снизить свою тревогу; они ощущают себя «сделавшими все для своих детей», чем снижают чувство вины, часто присущее родителям; до начала социализации (поступления в детский сад или школу) ребенок ощущает себя защищенным.
В дальнейшем это может привести к тому, что:
ребенок будет мало адаптирован к взрослой жизни, ему будет трудно приспособиться к любой ситуации, отличающейся от той, что была в его семье; он станет инфантильно-потребительски относиться к миру; будет болезненно реагировать на любые требования и ограничения любых систем, в которые попадет; ему будет трудно, а иногда и невозможно, справиться со своими чувствами: горем, злостью, досадой, обидой, которые впоследствии все же настигнут его в реальной жизни.
Гипоопекающий тип
Родители мало интересуются ребенком, до него попросту «не доходят руки». Потребности ребенка, и в частности в эмоциональном контакте, игнорируются. Ребенок испытывает недостаток внимания, заботы, тепла. Может наблюдаться как в семьях с невысоким достатком, где родители вынуждены много работать, так и в весьма благополучных в материальном плане семьях, где родители, занятые своей жизнью, прекрасно одевают и кормят малыша, снабжают игрушками, однако практически не имеют с ним контакта.
При таком стиле детско-родительских отношений:
родители поначалу не тратят много сил и времени на воспитание ребенка; ребенок вынужден учиться решать свои проблемы самостоятельно.
Однако в дальнейшем:
отсутствие контакта, близких эмоциональных отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка личностных проблем, низкой самооценки, неумению понимать себя и других; отсутствие правил и требований, регламентирующих жизнь, приводит к тому, что у ребенка нет твердой опоры, чувства защищенности.
Демократический тип
Родители в семье такого типа считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности. Но при решении важных семейных вопросов интересы и мнения детей учитываются. В семье принято уважительное отношение друг другу независимо от возраста. Семья характеризуется существованием определенных традиций, правил и ценностей, которые обсуждаются и поддерживаются всеми участниками. Ребенок хорошо знает свои ограничения, полномочия и зону своей ответственности. В семье преобладает теплый эмоциональный климат, конфликтные или сложные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются конструктивно.
При таком стиле детско-родительских отношений:
жизнь в семье требует от родителей внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитательным задачам, постоянного «взросления» вместе с каждым своим ребенком; отсутствуют простые решения, иллюзия контроля над ситуацией, нет однозначности, нет родительского авторитета априори; родитель участвует во взрослении человека, отличающегося от него самого, ему придется осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительским участием и передачей ответственности ребенку за его собственную жизнь.
Однако в дальнейшем ребенок:
вырастает дружелюбным, уважительно расположенным к себе самому и окружающим его людям; осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения; приобретает эмоциональную устойчивость, уверенность в своих силах, самостоятельность, ответственность, способность справляться со многими жизненными трудностями и конфликтами.
Источник: Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей : пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова [и др.] ; под ред. Н. Ф. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989. - 192 с.
раскрыть » / « свернуть